1. Инспекторы

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются инспекторами – должностными лицами контрольно-надзорных органов, уполномоченных в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на непосредственное проведение контрольно-надзорных мероприятий, совершение контрольно-надзорных действий.

Должность лица, на которое возлагается исполнение функций инспектора, должна включать слово «инспектор».

Инспекторы, уполномоченные на проведение конкретного контрольно-надзорного мероприятия, совершение контрольно-надзорных действий, определяются решением руководителя (заместителя руководителя) контрольно-надзорного органа.

Инспекторы при проведении государственного контроля (надзора), муниципального контроля осуществляют государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральными законами и положениями о видах контроля.

Инспекторы обладают правами, осуществляют обязанности и несут ответственность в соответствии с законодательством о видах государственной службы, применяемым в отношении службы в контрольно-надзорном органе, с учетом особенностей, предусмотренных иными федеральными законами.

Права и обязанности инспектора

Инспекторы обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

2) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

3) проводить контрольно-надзорные мероприятия и совершать контрольно-надзорные действия на законном основании и в соответствии с их назначением;

4) проводить контрольно-надзорные мероприятия и совершать контрольно-надзорные действия только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами, проводить и совершать их только при предъявлении служебных удостоверений, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

5) не препятствовать контролируемым лицам, их представителям присутствовать при проведении контрольно-надзорных мероприятий (за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольно-надзорных органов с контролируемыми лицами) и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) представлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольно-надзорных мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольно-надзорного мероприятия органами прокуратуры в случае, если ее согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами;

7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольно-надзорных мероприятий и контрольно-надзорных действий;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерный вред (ущерб) их имуществу;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий и совершения контрольно-надзорных действий;

11) не требовать от контролируемого лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Инспектор при проведении контрольно-надзорного мероприятия в рамках своей компетенции имеет право:

1) беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с заверенной в установленном порядке копией приказа (распоряжения) контрольно-надзорного органа о назначении контрольно-надзорного мероприятия посещать производственные объекты, территории и помещения, принадлежащие на праве собственности, владения или пользования контролируемым лицам, иметь доступ к их документам и материалам, осматривать любые производственные, складские, торговые и иные специальные помещения, производить досмотр помещений, транспортных средств, продукции (товаров), если иное не предусмотрено федеральными законами;

2) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

3) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других работников контролируемых организаций, граждан представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

4) знакомиться с технической документацией и электронными базами данных на территории контролируемого лица;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемыми лицами документов и материалов, запрошенных при проведении контрольно-надзорных мероприятий, невозможности произвести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам, обеспечивающим движение контрольно-надзорного производства;

6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению угрозы нарушения обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и восстановлению нарушенного положения.

Кодекс этики инспектора

В целях развития и поддержания высокого уровня профессиональной культуры инспектора Правительство Российской Федерации утверждает кодекс этики инспектора.

Положения кодекса этики инспектора обязаны соблюдать все инспекторы контрольно-надзорных органов Российской Федерации.

Кодекс этики инспектора должен закреплять:

1) приверженность служению интересам государства;

2) принципы служебной этики и основные правила служебного поведения инспектора;

3) ценности и ориентиры инспектора, способствующие добросовестному исполнению должностных обязанностей;

4) нетерпимость к коррупционным проявлениям;

5) иные положения, направленные на соблюдение профессиональной культуры инспектора.

Нарушение инспектором положений кодекса этики инспектора признается дисциплинарным проступком.

Форма одежды инспектора

Форма одежды инспектора утверждается положением о виде государственного контроля (надзора).

В целях отражения принадлежности должностного лица к инспекторскому составу для него могут устанавливаться форменная одежда и (или) знаки различия. Описания форменной одежды и знаков различия утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а правила ношения форменной одежды – руководителем контрольно-надзорного органа.

Ведомственные знаки отличия инспектора, знаки различия по принадлежности инспектора к контрольно-надзорному органу, его территориальному органу или подразделению, знаки различия по функциональному предназначению и направлению деятельности инспектора, правила их ношения определяются контрольно-надзорным органом.

Форма одежды и знаки различия работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, не являющихся инспекторами, работников организаций, членов общественных объединений не могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия инспекторов. Ношение форменной одежды и знаков различия инспекторов гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


2. Контролируемые лица

Контролируемыми лицами, то есть лицами, чья деятельность или действия, результаты деятельности, производственные объекты, находящиеся в их владении (пользовании), подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю, являются граждане и организации.

Под организациями понимаются зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектом правоотношений является организация, не являющаяся юридическим лицом.

Под гражданами понимаются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели).

Взаимодействие контролируемого лица с контрольно-надзорным органом, а также защита прав и законных интересов контролируемого лица, могут осуществляться как лично, если контролируемое лицо – гражданин, так и через представителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В качестве представителей контролируемого лица выступают законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители.

Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации руководители организаций получают документы и совершают иные юридически значимые действия без доверенности. В случае если предусмотрено получение документов или совершение иных юридически значимых действий должностным лицом или иным уполномоченным работником организации (за исключением руководителя организации) их полномочия подтверждаются приказами и иными распорядительными документами организации. Получение документов или совершение иных юридически значимых действий другими работниками организации (за исключением руководителя, должностных лиц или иных уполномоченных работников организации) осуществляется в случаях, установленных законодательством РФ.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий и совершении контрольно-надзорных действий, которые в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации должны проводиться в присутствии контролируемого лица (его представителя), контролируемое лицо обязано обеспечить присутствие представителей.


3. Свидетель (очевидец)

В качестве свидетеля (очевидца) для дачи показаний может быть приглашено лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения в рамках контрольно-надзорного производства.

Не могут выступать в качестве свидетеля (очевидца):

1) представитель контролируемого лица – в случае предоставления информации об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением своих обязанностей представителя контролируемого лица;

2) лица, которые получили информацию, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и иные лица, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей (очевидцев) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Участие лица в качестве свидетеля (очевидца) является добровольным.

За дачу заведомо ложных показаний свидетель (очевидец) несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


4. Эксперт. Экспертная организация

Эксперт – не заинтересованный в результатах контрольно-надзорного производства гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, имеющий специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованный в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения контрольно-надзорным органом к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

Экспертная организация – не заинтересованное в результатах контрольно-надзорного производства юридическое лицо, которое аккредитовано в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекается контрольно-надзорными органами к проведению контрольно-надзорных мероприятий. К экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются контрольно-надзорными органами к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Экспертная организация самостоятельно определяет из числа своих работников лиц, которые будут выступать в качестве экспертов.

Привлечение лица в качестве эксперта (экспертной организации) осуществляется на возмездной основе.

При проведении экспертизы эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами, относящимися к проведению экспертизы;

2) отказаться в течение одного рабочего дня со дня получения материалов и документов, проб и (или) образцов продукции (товаров) от проведения экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;

3) запросить в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения материалов для проведения экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы продукции (товаров), необходимые для проведения экспертизы;

4) уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

5) включать в заключение эксперта выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольно-надзорного производства и по поводу которых не были поставлены вопросы.

При проведении экспертизы эксперт обязан:

1) подготовить заключение эксперта на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

2) не разглашать сведения, полученные в результате проведения экспертизы, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) соблюдать установленные сроки проведения экспертизы.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


5. Специалист 

В ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольно-надзорные органы, в случае необходимости, могут привлекать для совершения отдельных контрольно-надзорных действий специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольно-надзорным органам, в том числе при применении технических средств, специального оборудования и (или) технических приборов.

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе либо из числа специалистов контрольно-надзорного органа и (или) его подведомственной организации.

Специалист имеет право:

1) знакомиться с материалами, связанными с осуществлением действий, в которых он принимает участие;

2) знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы.

Специалист обязан:

1) участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний и навыков, либо совершать такие действия, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

2) удостоверить своей подписью факт совершения действий, указанных в пункте 1, при необходимости их содержание и результаты в виде заключения;

3) не разглашать сведения, полученные в результате проведения экспертизы, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

За дачу заведомо ложных пояснений и (или) совершение неправомерных контрольно-надзорных действий специалист несет ответственность, предусмотренную законодательством.


6. Органы внутренних дел, органы предварительного следствия и дознания.

Контрольно-надзорные органы в рамках осуществления контрольно-надзорного производства осуществляют межведомственное взаимодействие с органами внутренних дел, органами предварительного следствия и дознания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы внутренних дел, органы предварительного следствия и дознания привлекаются контрольно-надзорными органами для участия в контрольно-надзорных мероприятий только в случаях, установленных федеральными законами.


7. Гарантии и защита прав контролируемых лиц.

Права контролируемых лиц

 

Контролируемое лицо при проведении профилактических мероприятий, контрольно-надзорных мероприятий имеет право:

1) непосредственно присутствовать при проведении профилактических мероприятий, контрольно-надзорных мероприятий, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольно-надзорных органов с контролируемыми лицами;

2) получать от контрольно-надзорных органов, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактических мероприятий, контрольно-надзорных мероприятий, предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

3) знакомиться с результатами контрольно-надзорных действий, контрольно-надзорных мероприятий, указывать о своем ознакомлении с их результатами, согласии или несогласии с ними;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольно-надзорного органа, повлекшие за собой нарушение прав гражданина, организации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольно-надзорных мероприятий (за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольно-надзорного органа с контролируемыми лицами).

 

 

Ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора

 

Инспектор не вправе:

1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольно-надзорного органа;

2) проводить контрольно-надзорные мероприятия, совершать контрольно-надзорные действия, не предусмотренные приказом руководителя (заместителя руководителя) контрольно-надзорного органа;

3) проводить контрольно-надзорные мероприятия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий контролируемого лица, за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемым лицом, а также случаев, когда оценка обязательных требований может быть проведена вне зависимости от присутствия контролируемого лица при проведении контрольно-надзорного мероприятия, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольно-надзорного мероприятия;

4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений с нарушением установленных требований к их отбору (в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и т. п.);

5) требовать от контролируемого лица предоставления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;

6) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) требовать от контролируемого лица предоставления документов, информации ранее даты начала проведения контрольно-надзорного мероприятия;

8) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического, контрольно-надзорного мероприятия, фото- и видеосъемки, если указанные действия не создают препятствий для проведения мероприятий и их совершение не запрещено федеральными законами.

 

 

Право на обжалование решений и действий (бездействия) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц могут быть обжалованы.

Обжалование решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц в досудебном (внесудебном) порядке не является препятствием для последующего обжалования лицом таких решений, действий (бездействия) в судебном порядке.

Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена возможность судебного обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц только после их досудебного (внесудебного) обжалования.

 

 

Право на доступ к сведениям в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Доступ к сведениям в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля обеспечивается в соответствии с федеральными законами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Доступ к сведениям в области государственного контроля (надзора), муниципального контроля ограничивается в случаях, если указанные сведения отнесены в установленном федеральным законом порядке к охраняемой законом тайне.

 

 

Право на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Вред (ущерб), причиненный гражданам, организациям вследствие действий (бездействия) должностных лиц контрольно-надзорного органа, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При определении размера вреда (ущерба), причиненного гражданам, организациям неправомерными действиями (бездействием) контрольно-надзорных органов, их должностными лицами, также учитываются расходы граждан, организаций, относимые на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты, которые граждане, организации, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Вред (ущерб), причиненный гражданам, организациям правомерными действиями должностных лиц контрольно-надзорного органа, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.