Контролируемые лица имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование:

1) решений о присвоении им, их деятельности и используемым производственным объектам категории риска;

2) решений об их включении в ежегодный план проведения плановых проверок;

3) расхождений результатов экспертизы проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ;

4) нарушений обязательных требований, установленных по результатам проведения контрольно-надзорных мероприятий, предписаний об устранении нарушений обязательных требований, в том числе в части сроков их исполнения;

5) иных решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов, их должностных лиц, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан, организаций, если это предусмотрено федеральными законами, положением о виде контроля.

Жалоба подается в контрольно-надзорный орган, решение, действия (бездействие) которого и (или) должностных лиц которого обжалуются.

Контрольно-надзорный орган, решение, действия (бездействие) которого и (или) должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы направить ее со всеми материалами в уполномоченный орган в соответствии с установленные законодательством Российской Федерации.

Жалобы на решения, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа, его должностных лиц рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) данного контрольно-надзорного органа либо коллегиальным органом при контрольно-надзорном органе по рассмотрению жалоб (в случае его создания). Жалобы на решения, действия (бездействие) руководителя контрольно-надзорного органа подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо рассматриваются коллегиальным органом при контрольно-надзорном органе по рассмотрению жалоб (в случае его создания) (далее – уполномоченные органы).

Требования к порядку формирования и составу коллегиального органа при контрольно-надзорном органе по рассмотрению жалоб устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Жалоба на решение, действия (бездействие) контрольно-надзорного органа и его должностных лиц может быть подана в течение одного месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов.

Жалоба на предписание контрольно-надзорного может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в контрольно-надзорный орган, решение, действия (бездействие) которого и (или) должностных лиц которого обжалуются.

Отзыв жалобы лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям в досудебном порядке.

 

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается контролируемым лицом в форме электронного документа в порядке, предусмотренном установленные законодательством Российской Федерации.

Жалоба должна содержать:

1) наименование контрольно-надзорного органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина либо наименование, сведения о месте нахождения организации-заявителя, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) контрольно-надзорного органа, должностного лица;

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) контрольно-надзорного органа, должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии.

Не допускается запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

Уполномоченный орган при получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членам его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить лицу, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

 

Оставление жалобы без рассмотрения

Уполномоченный орган оставляет жалобу без рассмотрения полностью или в части, если:

1) жалоба подана с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации, или в жалобе не указаны решение контрольно-надзорного органа, действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;

2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного законодательством Российской Федерации, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;

3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

4) ранее в контрольно-надзорный орган подана другая жалоба по тем же основаниям;

5) в суд подано заявление по тем же основаниям либо уже имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

6) до принятия решения по жалобе контрольно-надзорный орган сообщил об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Уполномоченный орган принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части в течение трех рабочих дней со дня получения информации или документов об отзыве жалобы или об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу.

Решение об оставлении жалобы без рассмотрения вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее поступления. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

Уполномоченный орган не позднее чем за три рабочих дня до дня рассмотрения жалобы по существу уведомляет заявителя о дате, времени, месте рассмотрения жалобы.

Лицо, подавшее жалобу, вправе представить в контрольно-надзорный орган, уполномоченный орган, дополнительные доказательства обоснованности жалобы. Такие доказательства приобщаются к жалобе и становятся обязательным предметом исследования и оценки при рассмотрении жалобы по существу.

Лицо, подавшее жалобу, может обратиться в контрольно-надзорный орган с ходатайством об истребовании имеющейся в распоряжении контрольно-надзорного органа информации, касающейся предмета обжалования. Контрольно-надзорный орган обязан удовлетворить такое ходатайство в течение двух рабочих дней с момента его регистрации и направить лицу копии документов, содержащих запрашиваемую им информацию.

Обязанность по доказыванию законности и обоснованности принятых им решений и (или) совершенных действий (бездействия) возлагается на должностное лицо контрольно-надзорного органа, решение, действия (бездействие) которого обжалуются.

Рассмотрение жалобы по существу является открытым, если иное не установлено федеральными законами, положением о виде контроля.

Личное участие должностного лица, действия, решения (бездействие) которого оспариваются, не является обязательным.

В случае неявки лица, подавшего жалобу, для рассмотрения жалобы по существу и при наличии сведений о его надлежащем уведомлении уполномоченный орган рассматривает жалобу по существу и принимает решение без участия лица, подавшего жалобу.

В случае отсутствия сведений о надлежащем уведомлении лица, подавшего жалобу, уполномоченный орган откладывает рассмотрение жалобы по существу.

Уполномоченный орган вправе удовлетворить ходатайство лица, подавшего жалобу, об отложении рассмотрения его жалобы в связи с невозможностью явиться на рассмотрение в назначенные время и день.

В процессе рассмотрения жалобы лицо, подавшее жалобу, вправе излагать свою позицию по существу спора, представлять дополнительные доказательства, обосновывающие доводы жалобы, знакомиться со всеми документами и материалами, касающимися предмета спора и имеющимися в распоряжении органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы.

 

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный орган:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение контрольно-надзорного органа, должностного лица полностью или в части и выносит решение о дальнейших действиях контрольно-надзорного органа и (или) принимает новое решение;

3) признает действия (бездействие) контрольно-надзорного органа, его должностного лица неправомерными и выносит решение по существу спора и (или) решение о дальнейших действиях контрольно-надзорного органа.

Мотивированное решение контрольно-надзорного органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение пяти дней со дня его принятия.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления в действиях (бездействии) должностных лиц контрольно-надзорных органов уполномоченный орган в течение трех рабочих дней направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.