1.Личный кабинет контролируемого лица 

Для организации взаимодействия контрольно-надзорных органов с контролируемым лицом в электронной форме обеспечивается ведение личного кабинета контролируемого лица. Порядок ведения и использования личного кабинета контролируемого лица определяется Правительством Российской Федерации.


2. Меры стимулирования добросовестности

В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контрольно-надзорные органы проводят мероприятия, направленные на поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее – меры стимулирования добросовестности), в случаях, когда такие меры предусмотрены положением о виде контроля.

Критерии добросовестности контролируемых лиц, виды мер стимулирования добросовестности, порядок и методика их реализации, конкретные инструменты поощрения и мотивации, а также система целевых и плановых показателей (ожидаемых результатов) определяются контрольно-надзорным органом.

При определении критериев добросовестности контролируемого лица учитывается:

1) соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, являющихся предметом контроля;

2) осуществление контролируемым лицом мер по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе участие в самообследовании, профилактическом сопровождении;

3) результаты проведенных в отношении контролируемого лица контрольно-надзорных мероприятий, в том числе другими контрольно-надзорными органами;

4) исполнимость примененных к контролируемому лицу административных наказаний и иных мер ответственности;

5) иные факторы, определяемые контрольно-надзорным органом.

Критерии добросовестности контролируемого лица должны предполагать возможность количественной оценки определяемых ими характеристик контролируемого лица.

Соответствие контролируемого лица критериям добросовестности оценивается за период от одного до трех лет в зависимости от категории риска причинения вреда (ущерба), присвоенной контролируемому лицу или его деятельности, или используемому им производственному объекту.

Информация о применяемых контрольно-надзорным органом мерах стимулирования добросовестности контролируемых лиц, порядок и условия применения соответствующих мер, в том числе методики и критерии оценки добросовестности контролируемых лиц, размещаются на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети «Интернет».


3. Профилактическое сопровождение

В случаях, установленных положением о виде контроля, контрольно-надзорный орган осуществляет предварительную оценку соблюдения контролируемым лицом обязательных требований в отношении определенных действий и предоставляет рекомендации об оптимальном способе соблюдения обязательных требований (далее – профилактическое сопровождение).

Профилактическое сопровождение осуществляется на основании заявления контролируемого лица путем заключения соглашения между контролируемым лицом и контрольно-надзорным органом.

Требования, которым должно соответствовать контролируемое лицо для осуществления в отношении него профилактического сопровождения, форма заявления контролируемого лица об осуществлении в отношении него профилактического сопровождения, перечень документов, которые предоставляются одновременно с указанным заявлением, устанавливаются административным регламентом осуществления вида контроля.

Решение о заключении соглашения об осуществлении в отношении контролируемого лица профилактического сопровождения принимается руководителем (заместителем руководителя) контрольно-надзорного органа с учетом требований, установленных в отношении данного контролируемого лица в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Административный регламент осуществления вида контроля может предусматривать субъективное усмотрение руководителя (заместителя руководителя) контрольно-надзорного органа, руководителя территориального подразделения контрольно-надзорного органа по вопросу постановки контролируемого лица на профилактическое сопровождение.

Порядок организации и осуществления профилактического сопровождения устанавливается административным регламентом осуществления вида контроля, а также соглашением между контролируемым лицом и контрольно-надзорным органом.

Соглашение о профилактическом сопровождении не может содержать преимущества для отдельных контролируемых лиц или предпочтения отдельным контролируемым лицам. Типовая форма и требования к соглашению между контролируемым лицом и контрольно-надзорным органом о профилактическом сопровождении утверждается административным регламентом осуществления вида контроля.

Срок профилактического сопровождения устанавливается соглашением о профилактическом сопровождении.

Действия контролируемых лиц и их работников, поставленных на профилактическое сопровождение, соответствующие указанным в рекомендациях органа государственного контроля (надзора) об оптимальном способе соблюдения обязательных требований, не могут быть признаны в процессе контрольно-надзорных мероприятий нарушающими данные обязательные требования.


4. Самообследование

В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований, положением о виде контроля может предусматриваться самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование). В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, применимых к соответствующим категориям риска.

Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с помощью информационного ресурса контрольно-надзорного органа и может касаться как контролируемого лица в целом, так и его обособленных подразделений, иных объектов.

Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.

Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контрольно-надзорный орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет». Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте, в принадлежащих ему помещениях, а также использовать в рекламной продукции. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований определяется положением о виде контроля, но не может быть менее одного года и более трех лет с момента ее регистрации контрольно-надзорным органом.

В случае изменения содержащихся в декларации соблюдения обязательных требований сведений уточненная декларация представляется контролируемым лицом в контрольно-надзорный орган в течение одного месяца со дня изменения содержащихся в ней сведений.

Контрольно-надзорный орган утверждает методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований. Методические рекомендации размещаются на официальном сайте контрольно-надзорного органа в сети «Интернет».

В случае декларирования контролируемым лицом соблюдения обязательных требований, плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении данного контролируемого лица (отдельных производственных объектов контролируемого лица) не проводятся на протяжении всего срока действия зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований.


5. Профилактический визит

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица.

В ходе профилактического визита инспектором контрольно-надзорного органа может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

Обязательное проведение профилактических визитов должно быть предусмотрено в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Порядок и сроки осуществления профилактического визита устанавливаются административным регламентом осуществления вида контроля. Для лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, профилактический визит должен быть нанесен не позднее одного года с момента начала такой деятельности.

Выявленные в ходе профилактического визита нарушения обязательных требований не могут являться основанием для выдачи гражданину, организации предписания об устранении нарушений. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.


6. Подтверждение соблюдения обязательных требований независимыми организациями

Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена замена государственного контроля (надзора) независимой оценкой организациями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (далее – независимые организации).

При подтверждении соблюдения обязательных требований независимая организация выдает контролируемому лицу сертификат подтверждения соблюдения обязательных требований (далее – сертификат соответствия).

К сертификату соответствия прилагается полный перечень обязательных требований, прошедших оценку, с указанием нормативных документов, устанавливающих данные требования.

Сертификат соответствия выдается на срок не более трех лет.

Реестр выданных сертификатов соответствия находится в открытом доступе на официальном сайте национального органа по аккредитации.

Независимая организация информирует контрольно-надзорные органы о выданных контролируемым лицам сертификатах соответствия в порядке, установленном федеральным законом о виде контроля.

Объектами подтверждения соблюдения обязательных требований независимой организацией могут являться деятельность, действия контролируемых лиц и (или) характеристики принадлежащих им материальных объектов, произведенная ими продукция (товары), в том числе на соответствие техническим регламентам и (или) иным стандартам, когда в определенной сфере деятельности контролируемых лиц данные технические регламенты и (или) иные стандарты являются обязательными.

В случае осуществления контролируемым лицом одного вида деятельности в нескольких местах и (или) на нескольких объектах подтверждение соблюдения обязательных требований независимой организацией должно быть проведено в каждом месте осуществления деятельности (на каждом объекте). Перечень объектов с адресами, на которых производилось подтверждение соблюдения обязательных требований, оформляется приложением к сертификату соответствия.

В случае если контролируемое лицо осуществляет различные виды деятельности, то подтверждение соблюдения обязательных требований независимой организацией (независимыми организациями) проводится отдельно по каждому виду деятельности.

В случае если в результате оценки соблюдения обязательных требований независимой организацией выявляются нарушения, независимая организация выдает контролируемому лицу акт с указанием выявленных нарушений.

В случае причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям со стороны контролируемого лица, независимая организация несет солидарную ответственность с контролируемым лицом перед потерпевшими в той части, в которой производила независимую оценку соблюдения обязательных требований.